Афрокубинская традиция складывается из
нескольких основных африканских – это прежде всего, йоруба, потом конго, арара
и фон (абакуа). Надо сказать, что самые глубокие и сложные танцы с точки зрения
образов и ритмов – этой йоруба, традиция Нигерии. И именно эти танцы чаще всего
изучают сальсерос пытаясь постичь загадочных африканских божеств-ориш. Что
касается конго и арара – то изучаются эти традиции в основном факультативно.
Недавно я беседовала с одним преподавателем танцев – так вот он откровенно
признался, что ему не нравится конго, уж больно эти танцы (в частности пало)
агрессивные да про войну. И вообще – куда их применять в социальных танцах.
Так то оно так. Однако у меня несколько другая
точка зрения на танцы конго. С одной стороны – эти танцы очень энергичные. По
утверждению преподавателя и артиста Данжера Родригеза (на семинар которого по
пало я как-то попала) – это самые энергичные танцы во всей афрокубинской
традиции.
То же говорила кубинская танцовщица, которая в прошлом году гостила у
нас в Минске, Заине Розабаль. В пало, макута и юке (основные виды фольклорных
танцев конго) с вас сходит семь потов и танцевать эти танцы долго - очень сложно. Все движения в них интенсивные
и задействуют большинство мышц тела.
А это – тренировка для контроля движений
на быстрой скорости, тренировка дыхания и быстрых мышц. Кажде движение в пало
выглядит очень разболтанным, свободным, пластичным и простым. Однако это
кажущаяся простота – все движение сохраняет единую логику, очень контролируемую
энергичность, с тем чтобы несмотря на высокую скорость и интенсивность движения
сохранять расслабленность. Поверьте, если вы будете танцевать пало, вкладывать
всю энергию и при этом чувствовать себя расслабленно – это высший пилотаж и вы
достигнете просветления. Моя первая учительница по афро, Карем Ортиз, говорила,
что, танцуя пало, человек сбрасывает всю отрицательную энергию, все накопленное
плохое и ненужное, так что, в некотором смысле, это очищающая практика. Вот
такая интересная подоплека у танцев конго.
С другой стороны, если говорить о религиозном
аспекте, не могу не вспомнить пословицу – На Кубе в ком нет конго, в том есть
карабали (Que no tiene
congo tiene karabali). Это говорит о том, что традиции конго очень глубоко проникли во все
сферы жизни. Из разговоров с кубинцами я
поняла, что посвящение в конго получить гораздо проще, нежели посвящение
в сантерию. Стать сантеро требует значительных финансовых вложений и, если
угодно, на Кубе сейчас сантерия по отношению к менее признанным и более темным
культам занимает то же положение, что и католическая церковь по отношению к
сантерии когда до, в эпоху рабов. А это знаете что означает – что пало и конго
незаметно присутствует во всем, проникло во все обряды, словечки и обыденную
жизнь, - как запах, как оттенок ритма, как словечко (салям алейкум). Один из
последних и очнь успешный альбом Мунекитос из Матансы D’Palo Pa Rumba – из этой серии.
Найти палеро на Кубе гораздо проще чем
сантеро. Только он вам в этом никогда не признается. И эту философию важно понимать
– если вы хотите чуть-чуть больше понимать эту своеобразную культуру.
Удивительно свободолюбивую и независимую философию, жесткую. И музыку
–пульсирующую, дикую может быть, пронизывающую до кости – эти ритмы есть в очень
многих композициях тимбы. Вот примерно так.
Комментариев нет:
Отправить комментарий