вторник, 28 октября 2014 г.

Немного о конго

Афрокубинская традиция складывается из нескольких основных африканских – это прежде всего, йоруба, потом конго, арара и фон (абакуа). Надо сказать, что самые глубокие и сложные танцы с точки зрения образов и ритмов – этой йоруба, традиция Нигерии. И именно эти танцы чаще всего изучают сальсерос пытаясь постичь загадочных африканских божеств-ориш. Что касается конго и арара – то изучаются эти традиции в основном факультативно. Недавно я беседовала с одним преподавателем танцев – так вот он откровенно признался, что ему не нравится конго, уж больно эти танцы (в частности пало) агрессивные да про войну. И вообще – куда их применять в социальных танцах.



Так то оно так. Однако у меня несколько другая точка зрения на танцы конго. С одной стороны – эти танцы очень энергичные. По утверждению преподавателя и артиста Данжера Родригеза (на семинар которого по пало я как-то попала) – это самые энергичные танцы во всей афрокубинской традиции. 


То же говорила кубинская танцовщица, которая в прошлом году гостила у нас в Минске, Заине Розабаль. В пало, макута и юке (основные виды фольклорных танцев конго) с вас сходит семь потов и танцевать эти танцы долго  - очень сложно. Все движения в них интенсивные и задействуют большинство мышц тела.



 А это – тренировка для контроля движений на быстрой скорости, тренировка дыхания и быстрых мышц. Кажде движение в пало выглядит очень разболтанным, свободным, пластичным и простым. Однако это кажущаяся простота – все движение сохраняет единую логику, очень контролируемую энергичность, с тем чтобы несмотря на высокую скорость и интенсивность движения сохранять расслабленность. Поверьте, если вы будете танцевать пало, вкладывать всю энергию и при этом чувствовать себя расслабленно – это высший пилотаж и вы достигнете просветления. Моя первая учительница по афро, Карем Ортиз, говорила, что, танцуя пало, человек сбрасывает всю отрицательную энергию, все накопленное плохое и ненужное, так что, в некотором смысле, это очищающая практика. Вот такая интересная подоплека у танцев конго.




С другой стороны, если говорить о религиозном аспекте, не могу не вспомнить пословицу – На Кубе в ком нет конго, в том есть карабали (Que no tiene congo tiene karabali). Это говорит о том, что традиции конго очень глубоко проникли во все сферы жизни. Из разговоров с кубинцами я  поняла, что посвящение в конго получить гораздо проще, нежели посвящение в сантерию. Стать сантеро требует значительных финансовых вложений и, если угодно, на Кубе сейчас сантерия по отношению к менее признанным и более темным культам занимает то же положение, что и католическая церковь по отношению к сантерии когда до, в эпоху рабов. А это знаете что означает – что пало и конго незаметно присутствует во всем, проникло во все обряды, словечки и обыденную жизнь, - как запах, как оттенок ритма, как словечко (салям алейкум). Один из последних и очнь успешный альбом Мунекитос из Матансы DPalo Pa Rumba  – из этой серии.




Найти палеро на Кубе гораздо проще чем сантеро. Только он вам в этом никогда не признается. И эту философию важно понимать – если вы хотите чуть-чуть больше понимать эту своеобразную культуру. Удивительно свободолюбивую и независимую философию, жесткую. И музыку –пульсирующую, дикую может быть, пронизывающую до кости – эти ритмы есть в очень многих композициях тимбы. Вот примерно так.





Комментариев нет:

Отправить комментарий