Недавно моя преподавательница по афро,
любимейшая и серьезнейшая профессора Аннелис Перес Кастийо снова гостила в Минске. Раньше я к
ней ездила в Москву, а теперь она к нам, на Колыму. Даже утверждает, что школа ей нравится. В этот раз у нас была
возможность много беседовать, больше чем раньше, во многом, благодаря тому, что я
научилась кое-как изъясняться на испанском. И время отведенное на занятия я уже
стараюсь не просто физически с ней отработать а задаю и задаю вопросы.
1.
Африка и Афрокуба.
Аннелис говорт, что традиция йоруба очень
отличается в Африке и на Кубе. Во-первых (и это самый важный факт) в Африке
совсем не тех ритмов, а манера танцевания чуть-чуть напоминает разве что манеру
бембе. Чанго –говорит она - играет ритм, есть барабаны бата, но не ни меты, ни алуйя, в том виде, как это есть на Кубе. Танец совершенно отличен. Это танец традиции Сантерии,
которая существует на Кубе уже около 500 лет и является традицией сама по себе.
Это наши корни, говорит она, наша традиция.
2.
Куба и Бразилия.
По мнению Аннелис, танцевально-музыкальная
традиция Бразилия сохранила больше африканских корней и бложе по стилистике к
танцам Африки. Она говорит, что, возможно, этому споособствовала среда, культурная
и историческая – в Бразилии рабы жили целыми поселениями в джунглях и им не
нужно было приспосабливать свою культуру, что способствовало меньшей
трансформации. Возможно, какие то еще факторы повлияли.
3.
Куба и Гаити.
На Кубе чрезвычайно распространено вуду а
именно традиция Водун (Бенин). Особенно распростренение она получила в регионах
которые ближе к острову Гаити (и откуда шла эмиграция) – это Сантяьго де Куба,
Баракоа, Гунтанамо (иными словами, регион Ориенте). В этих регионах чрезвычайно
сильная и богатая традиция танцевания афрогаитянских танцев, гага, тумба
францеза, меренгегаитяно, водун. В гага зачастую танцуют с флагом и мачете, даже
девушки. Поскольку танец этот связан с религиозной традицией (наподобие макуты,
танец-празднование) – под юбку полагаются штаныJ И танцуют гаитянский фольклр в ориенте иначе, нежели в Гаване, более вырязительно и сильно, с большим разнообразием вариаций. Помимо Водун на Кубу из Бенина
пришли еще 2 традиции – фон (абакуа) и арара. Абакуа и арара сейчас нет в Африке.
4.
Регионы Кубы и танцы.
Колыбель танцев сантерии на Кубе и самая
чистая традиция – конечно в центре, в Гаване. Наиболее сильная традиция пало –
Санта-Клара и Сьенфуэгос. Ориенте – франкогаитяно и арара.
5.
Выразительность афро.
Много раз Аннелис рассказывала о том что
именно афро дает тот эффект кубинской выразительности - движение ощущается и начинается в районе
солнечного сплетения в основании груди именно там, где сердце. Она говорила – мы
с этим рождаемся, это в нас есть. Нуа вы – тренируйтесь. Да я знаю, это тяжело:)
6.
7.
Брикамо.
Аннелис отказалась
покзывать движения брикамо (женский вариант релегиозных танцев фон). Она
объяснила это тем, что, по ее мнению, брикамо предназначен только для религиозных
целей и танцуется только в религиозных домах (сообществах) исключительно
женщинами абакуа и никем другим и и в каких других обстоятельствах. Религиозная
нагрузка здесь слишком сильна, а просто показывать шаги, которые напоминают
брикамо или показывать что то похожее – она не имеет права и не видит смысла. В
отличие от мужского варианта абакуа, в котором есть хореографическая
составляющая (то есть эти тнцы разрешено показывать просто так) - в брикамо есть только сакральный аспект. Она не понимает
как это возможно, что на некоторых фестивалях проходят семинары по брикамо.
8.
База.
Комментариев нет:
Отправить комментарий